Террор (Terror)

28 июня 2018

В кратком обзоре моих любимых романов я очень долго пел оды Дэну Симмонсу вообще и его "Террору" в частности - и уж конечно я не мог пропустить его экранизацию. Причем экранизацию предельно правильную - дорогую, близкую к тексту, упакованную великолепными актёрами и создаваемую под патронажем самого Симмонса, которого удалось заманить в продюсеры.

Сразу хочу сказать, что сериал оставил крайне смешанные впечатления. Вроде местами просвечивает тот самый "Террор", а местами ну такая фигня…

Не ужасает

Для начала нужно всё-таки рассказать о самой книге и о её особенностях. Литературный "Террор", при всей талантливости и даже гениальности - это отнюдь не тот роман, что понравится абсолютно всем.

"Террор" очень специфически написан - в духе беллетристики девятнадцатого века. С кучей подробностей, авторских отступлений, и весьма велеречиво.

В "Терроре" очень мало интриг - как глобальных, так и локальных. Крючков для зацепа читателей в книге не так уж и много, это отнюдь не page-turner, когда ты листаешь страницы как одержимый, чтобы узнать "че там дальше". Так вот, "Террор" вообще не такой - это огромный кирпич почти на 900 страниц, наполненный болью, усталостью, холодом, грязью и безумием.

И даже чисто жанрово "Террор" неоднозначен - его обычно преподносят как эдакий мистический хоррор с привкусом историчности, однако хоррора в книге не так уж и много. Это скорее хроника умирания большой группы людей, и чисто "ужасняцких" эпизодов у Симмонса раз-два и обчелся.

Тем не менее книга пугает. Более того - ужасает. И корни страха лежат в безумно подробной, отстраненной фиксации человеческих мучений в атмосфере отчаяния и полной обреченности.

Всё это делает "Террор" тяжелым романом. Его невозможно поглощать залпом – в эту книгу вообще тяжело вчитаться. Да и не каждому такое чтиво вообще нужно. В нём ни капли оптимизма. Ни капли чего-то доброго, светлого и вечного. Только холод, мрак и беспросветность. Многие люди берутся читать этот роман, а он их отталкивает и смертельно разочаровывает. Этому же способствует и странная концовка, в которой очень много эскимосской мифологии, а также того, что принято называть "наркоманией".

Такой вот непростой роман. И в то же время - отличный объект для экранизации, поскольку при должном старании "Террор" можно было идеально перенести на язык кино - книга очень кинематографичная сама по себе, и визуализация могла бы избавить бы "Террор" от особенностей авторской прозы - той самой многословности и отвлечению на мелкие детали. В фильмах с этим попроще.

Но экранизация, как я уже сказал, получилась странная. Главная драгоценность романа - атмосфера - потеряна где-то по дороге и заменена подделкой. Да, в некоторых эпизодах она проклёвывается, да и в целом сериал очень успешно создаёт некое мрачное настроение, но до уровня оригинального "Террора" сериалу - как до Луны. Режиссёры и сценаристы тянут свою ношу к заветному эталону, но погибают прямо как останки экспедиции Франклина - в мучениях от невозможности достижения цели.

Кроме того страшно разочаровывает Зверь - один из главных источников внешнего антагонизма в сериале. Огромный медведь Туунбак выглядит просто позорно. Это отвратительный выкидыш компьютерной анимации, не более. И простите - не могу дать никакой скидки на недостаток бюджета. Сериал выглядит офигительно во всём, кроме медведя. Зачем его сделали так убого и недостоверно - лично для меня это загадка. Создателям нужно было не париться с CGI и делать аниматронное чудовище - по старинке. И вот тогда бы зверь получился что надо - настоящим, материальным и пугающим. Кэмерон снимал "Чужих" безо всяких компьютерных эффектов, и в "Терроре" нужно было делать так же. Тем более, что сам сюжет позволял показывать чудовище лишь мельком – в темноте да в тумане.

Кроме того создатели зачем-то изменили концовку… При том, что сериал на самом деле довольно точно воспроизводит события романа, однако ближе к финалу появляется всё больше и больше отсебятины, которая выглядит просто странно и нелогично - вплоть до утраты мотивации отдельными героями. Объяснить действия сериальных "плохишей" попросту невозможно, при том что в книге Хикки был предельно рационален, даже будучи абсолютно поехавшим.

Но если сфокусировать на положительных сторонах проекта, то у "Террора" можно подметить два весомых плюса - актёрская игра и шикарное исполнение.

Актёры просто безупречны - вообще все. Мне сложно даже выделить кого-то из них - хоть в лучшую, хоть в худшую сторону. Сыграно обалденно - суровые полярные исследователи 19-го века получились именно такими, как нужно. Именно такими, как ты их себе представляешь во время чтения. Здесь нет ни красавчиков, ни клоунов, ни каких-то других затёртых ролевых моделей. Только суровые мужики в различных вариантах.

Ну и снято неимоверно качественно: корабли, лёд, снаряжение и одежда матросов - всё настолько убедительно и аутентично, что ты мгновенно погружаешься в происходящее и веришь всему безоговорочно.

Да и сам сюжет хорош - история хоть и простая, но крайне интересная - особенно для того, кто не в курсе перипетий реальной экспедиции Джона Франклина по поиску так называемого Северо-западного морского прохода через канадский арктический архипелаг. После сериала (как и после романа) хочется мгновенно зарыться в Википедию и поинтересоваться реальной судьбой злополучной экспедиции. В этом плане сериал несёт ещё и неплохую образовательную функцию – после него вы поимеете более чем наглядное представление об ужасах, с которыми сталкивались первооткрыватели неведомых земель всего каких-нибудь полтора века тому назад.

К слову - сами пропавшие корабли были найдены буквально на днях - в 2014 и 2016 годах. На момент написания романа судьба пропавшей экспедиции была во многом полной тайной.

В целом же сериал сложно рекомендовать кому-нибудь, кроме как поклонникам одноименного романа. "Террор" слишком медленный и неостросюжетный по современным меркам. Никакого фансервиса тут нет и в помине, многие зрители сочтут шоу предельно унылым - и будут в чем-то правы.

Да и фанаты романа имеют много шансов разочароваться - слишком уж неоднозначные метаморфозы претерпела здешняя атмосфера.

Но если вам хочется окунуться во что-то медлительное, зловещее и безысходное, то "Террор" может стать неплохим вариантом. Это пусть и несовершенная, но достойная работа.

Рецензент: Мейн Хаус

Rambler's Top100