Придержи тьму (Hold the Dark)

06 октября 2018

Вот уж не думал я, что самый странный и обескураживающий фильм года поставит именно Джереми Солнье. Не то, чтобы этот парень всегда снимал нечто однозначное и прямолинейное, однако Hold the Dark - это совершенно новая ступень в его творчестве. Ступень на лестнице, что ведёт куда-то в темноту – где стираются все жанровые условности и правят бал безумный мрачняк, кровища и безнадёга.

Волчья песнь

Сразу хочу сказать, что "Придержи тьму" – весьма оригинальное кино, не раз и не два ломающее не только типичные сюжетные штампы, но и собственный жанр. Начинается фильм как эдакий колоритный сурвайвал-триллер про человека и суровую природу - что-то вроде вариации фильма "Схватка" или даже "Выжившего" (сходство с последним подкрепляется очень крутым визуалом).

Но спустя каких-то двадцать минут жанр меняется - мутирует в сторону жутких и холодных детективных триллеров с ноткой драмы. Сразу же вспоминается чудесная "Ветренная река" и другие подобные произведения. Но спустя час - опять открытый жанровый перелом, и Hold the Dark становится чем-то совершенно непонятным, скатываясь в лютую смесь хоррора, артхаусной притчи и… сказки.

Да, именно «сказка». Вот правильный жанр для "Придержи тьму". Только сказка эта отнюдь не детская - тут и взрослые поседеть могут. И если рассматривать фильм в этом ключе, то можно легко найти типичные сказочные тропы и параллели, которые худо-бедно позволяют понять смысл картины.

А вот если смотреть фильм Солнье чисто как мрачняковый триллер, то вы рискуете увидеть весьма странную ленту - с персонажами, чьи действия просто необъяснимы с позиций логики, а финал так и вовсе из серии "не пришей кобыле хвост".

Надо сказать, что фильмы, использующие сказочные мотивы для формирования сценария - это отнюдь не новость в мире кинематографа. Сразу же на ум приходят "Ханна" и "Беги без оглядки", а если хорошо подумать, то наверняка вспомнится что-то ещё. Так что да - фильм Солнье, представляет собой довольно хитроумную конструкцию, однако дополнительных баллов за оригинальность ему не полагается.

Впрочем, режиссёр добирает своё просто удивительной гипнотичностью и притягательной картинкой. "Придержи тьму" – картина холодная, жестокая и тёмная, но в то же время эстетичная. Отдельные кадры можно помещать в рамочку. Для любителей суровой северной природы - к просмотру просто обязательно.

Кроме того Джереми Солнье в очередной раз доказывает, что мало кто из режиссёров снимает сцены насилия лучше, чем он. Лично мне даже на ум никто не приходит… Ну может быть Рефн. Но у Солнье насилие не настолько эстетизированное - оно просто страшное и жуткое. И даже обычная перестрелка в его исполнении рождает оторопь.

Конечно, ещё есть соблазн поговорить о сценарии, но я и так уже сказал про него слишком много, и если углублюсь в эту тему ещё немного, есть шанс заспойлерить всё напрочь. Просто замечу, что сюжет с одной стороны крутой и многогранный, его можно вывернуть и так и эдак, подвергнув двоякому толкованию. Но с другой стороны - есть досадные ошибки, которые портят впечатление. На этом точно всё.

В целом, картина "Придержи тьму" вышла слишком неоднозначной, чтобы поставить ей какую-то оценку. Совершенно неожиданно Солнье выдал стопроцентный артхаус, чья аудитория настолько крошечная, что низкие рейтинги фильма совершенно не удивляют.

Это жестокое, тяжелое, труднообъяснимое кино, в которое непросто «въехать» с первого раза - лично мне пришлось пересмотреть отдельные сцены, чтобы сложить внятное представление о сюжете, да и то я наверняка многое упустил. Большинство зрителей, я уверен, не будут задаваться поисками смысла, и скипнут Hold the dark с вердиктом "скучная тягомотина".

И такие зрители будут в какой-то степени правы, потому что картина невероятно медленная и тягучая, а уж если вам не понравится образный ряд, то вы не досмотрите фильм даже до половины.

Тем не менее, лично мне кино понравилось. Без восторга, но это был любопытный опыт. "Придержи тьму" – это реально необычное зрелище, в хорошем смысле странное, толкающее к размышлениям и анализу, а кроме того - просто талантливо снятое.

Рецензент: Мейн Хаус

Rambler's Top100