Венера в мехах (La Venus a la fourrure)

07 ноября 2018

Как говаривал Стивен Кинг - всякий автор имеет не так уж много тематических интересов. И если взять знаменитого Романа Поланского, то в его творчестве можно обнаружить три крупных тематических пласта:

1. Сверхъестественные ужасы

2. Психологические ужасы

3. Ирония и сатира.

Но шутка в том, что с годами Поланский стал снимать так, что порой очень сложно отделить одну тему от другой. И квинтэссенцией его режиссёрского стиля на данный момент является "Венера в мехах" – вроде бы чистая издёвка над всем подряд, но издёвка настолько странная, что невольно задумаешься - и может это и не комедия вовсе?

И тут как с игрой в покер - это может быть двойной блеф, а может и тройной. Пугаться или смеяться – кто знает?

Киномазохизм

Самое забавное в "Венере в мехах" – ловить отсылочки к предыдущим работам Полански. Причем отсылки здесь не такие тупые, как в каком-нибудь "Первом игроке". Есть, конечно, и явные визуальные референсы, но куда чаще намёки даются настолько тонкие, что их даже тяжело отследить - поэтому и находить их одно удовольствие.

Причем вся эта постмодернистская игра обретает конкретную цель в контексте самого фильма - создание атмосферы нереальности и двусмысленности, для деконструкции исходного произведения - той самой "Венеры в мехах"(1869 года) за авторством Захера-Мазоха.

При этом если начать разбирать культурное наследование смыслов, то фильм Поланского является адаптацией одноименной театральной пьесы, которая в свою очередь является адаптацией романа, а сюжет фильма рассказывает о том… как режиссёр пытается адаптировать тот самый роман для театра.

Чёрт ногу сломит, на самом деле. А чтобы чёрту было проще это сделать, Поланский вдобавок берёт на главную мужскую роль Матье Амальрика (который просто ужасно похож на самого Поланского), а на главную женскую - Эммануэль Сенье, собственную жену и свою самую любимую актрису.

Реальность картины размывается очень сильно, и в воздухе постоянно висит вопрос - а о чем собственно снимает Поланский свой фильм? О творчестве? О садомазохизме? О себе самом?

Или…

Ну, тут каждый зритель пусть сделает вывод самостоятельно.

Тем более, что снято всё довольно приятно и в высшей степени искусно. Поланский – мэтр, тут и добавить нечего. Он ставит камерные, минималистичные постановки всю свою жизнь, и знает в этом толк.

В "Венере в мехах" у него всего два актёра (буквально) и одна театральная сцена - для режиссёра это достаточно. И весь фильм представляет собой бесконечный диалог между начинающим драматургом и пришедшей на пробы актрисой, которые быстро переходят от знакомства к репетиции. И лишь ближе к середине понимаешь, что персонажей на самом деле четверо, поскольку у режиссёра и актрисы - своя сюжетная линия, а у героев пьесы - своя. И к финалу всё это безобразие перепутывается до полного абсурда.

Короче, вышло очень своеобразно. И куда круче, чем в той же "Резне", например.

Впрочем, лично я не склонен перехваливать фильм – это явно зрелище на любителя. Тем более, что для Поланского "Венера в мехах" – это явно не знаковое произведение, а скорее забавная безделушка, творческий способ выпустить пар и посмеяться над собой. И вряд ли стоит искать в картине глубинные смыслы - скорее всего их в там нет. В отличие от десяти тонн пост-иронии, деконструкции и откровенной сатиры.

Рецензент: Мейн Хаус

Rambler's Top100