ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ: ТЕРЕМА, ПАЛАТЫ, ПОДВОРЬЯ

ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ: ТЕРЕМА, ПАЛАТЫ, ПОДВОРЬЯ

Палаты, хоромы и терема образцы традиционной русской архитектуры. На удивление, таких древних жилых построек в столице сохранилось немало.

Что же такое традиционный древнерусский, или теремной, стиль? Древнерусское искусство это искусство исторической эпохи, условно ограниченной датой крещения Руси (988) и рубежом XVIIХVIII вв. периодом правления Петра I.
Появление христианства на Руси и укрепление связей с Византией оказало большое влияние на древнерусское зодчество. Первые русские христианские храмы строили по точным копиям церквей Византийской империи. Потому с точки зрения исконной русской самобытности интересны скорее гражданские постройки.
Все дома на Руси традиционно строили из дерева. Позднее, уже в ХVIХVII вв., стали использовать камень, причем форма и конструкция каменных домов были такими же, как у деревянных строений. Основу русского зодчества составляет обыкновенная изба-сруб, или клеть. В деревянной Москве дома имели фигурные терема и высокие крыльца, они стояли на подклетах, позволяющих увеличить высоту постройки.
Терем (от греч. кров, жилище) верхний жилой ярус больших жилых домов, сооружавшийся над сенями, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете.
В фольклоре и литературе слово терем часто обозначало богатый дом. В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы. В тереме обыкновенно располагалась светлица светлое помещение с несколькими окнами, где женщины занимались рукоделием. В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Часто роспись потолка и стен ассоциировалась с небом, здесь изображали дневное или ночное светило, яркие звезды, всякую красоту поднебесную. Не только живописная роспись делала теремок привлекательным: его крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название златоверхий терем.
Подклет нижний этаж хором, использовавшийся для хозяйственных нужд.
К дому обычно примыкало крыльцо, покоившееся на прочных деревянных столбах.
Дома, особенно их верхнюю часть, как правило, богато украшали. Постройки ХIIIХV вв. отличают сложные фигурные формы кровли, позолота и инкрустация теремов, использование национальных орнаментов в карнизах, колоннах, сенях и крыльцах, замысловатые фризы. Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из языческой мифологии. Крыши домов украшали и вовсе шикарно резными полотенцами, ширинками, петушками, коньками, шатриками.
К сожалению, образцов раннего деревянного зодчества в Москве не осталось: слишком часто в ней бушевали пожары. Зато мы можем любоваться древними жилыми постройками из камня, но более позднего периода (ХVIХVII вв.). В это время в Москве усилились западные влияния, которые отразились и на архитектуре города. При князе Иване III (14621505) в Россию были приглашены итальянские зодчие. Для данного периода характерно то, что, привнеся в русскую архитектуру некоторые элементы готического западного стиля, итальянские мастера оставили образные композиции русского зодчества без кардинальных изменений. Среди фряжских мастеров (от лат. francus франкский) так на Руси называли всех иностранцев первым был Аристотель Фьораванти из Болоньи, который в 14751479 гг. построил главный храм Московского Кремля Успенский собор. В возведении новых зданий участвовали многие талантливые русские зодчие, имена большинства из которых до нас не дошли. Известно, что это были каменных дел мастера и плотники из древних городов, таких, как Кострома, Ярославль, Псков, Новгород и др.
При строительстве палат из камня зодчие использовали солидный опыт возведения каменных церквей, оборонительных стен, башен и бойниц. В известном (существующем по сей день) подмосковном карьере Мячково добывали белый камень для постройки зданий столицы. Привозили камень и из Дрогомилова. А со второй половины ХV в. вошел в употребление кирпич его производство государство всячески поощряло.
Каменный дом стоил так дорого, что для простых горожан даже строить его считалось делом неблаговидным и предосудительным. Тогда и сложилась поговорка От трудов праведных не наживешь палат каменных. Многие знатные горожане старались подчеркнуть престижным каменным жильем свое особое положение в обществе. Только очень богатые люди могли позволить себе иметь каменный дом, да и то строили его, большей частью, по образцу деревянного, с тем же составом помещений. Жилой дом из дерева считался более гигиеничным и здоровым. В северном климате из-за недостатка тепла в каменных палатах часто было сыро и холодно.
Типичным явлением для русских городов стала имитация деревянного дома под дорогостоящее каменное здание. Достигали этого разными способами, самым распространенным из которых являлось оштукатуривание деревянного дома изнутри и снаружи.
Где в Москве можно увидеть древний терем? Казалось бы, в центре довольно много домов с островерхими теремными крышами, но скорее всего речь идет лишь о стилизации под древнерусский стиль, характерной для периода эклектики. Настоящих эксклюзивных теремов в столице единицы.
Поэтому хорошо сохранившийся Теремной дворец в Кремле (16351636) с царским теремом на крыше одна из драгоценностей культуры. Известны имена русских зодчих, построивших его: каменных дел подмастерья Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков.
Дворец имеет яруса по типу русских деревянных домов. На подклете с гульбищем расположены царские горницы, над ними златоверхий теремок со смотрильной башенкой и гульбищем вокруг. В тереме в обширном зале заседала Боярская дума. Стены всего дворца богато украшены белокаменной резьбой и поливными изразцами, окна резьбой и характерными гирьками. Дворец отличает обилие резного каменного узорочья, цветочного орнамента, изображений птиц и животных на белокаменных наличниках окон и порталов.
Потолки дворца относительно низкие. Очень толстые стены также плотно расписаны узорами с элементами цветочных и растительных рисунков. В палатах изразцовые печи, которые тоже являются украшением помещений.
Планировка комнат отчетливо напоминает интерьер русской избы, в основе которой лежит клеть (бревенчатый сруб, обычно с тремя окнами по фасаду). Русское деревянное зодчество оказало влияние и на форму кровли, и на характерное крыльцо с двускатной крышей.
Пятиэтажный Теремной дворец, в котором соединены парадные помещения и жилые покои, был монументальным сооружением. Прекрасно сохранилась уникальная Золотая царицына палата, комнаты для царя с опочивальней, сенями, престольной и передней.
Еще один известный московский теремок, жемчужина архитектуры ХVII в., находится в Крутицком подворье (1-й Крутицкий пер., 4а).
Крутицкое подворье, известное с конца ХIII в., располагалось на высоком берегу Москвы-реки, на Крутицах. Здания, дошедшие до нашего времени, появились в начале ХVII в., когда подворье решил отстраивать митрополит Крутицкий и Коломенский.
Наиболее хорошо сохранились ворота со знаменитым надвратным теремком (арх. Осип Старцев, Ларион Ковалев, 16931694). Святые врата, украшенные теремом, вели в сад митрополита, который называли райским.
В 1788 году Крутицкую епархию упразднили. Позже комплекс принадлежал военному ведомству. Сейчас здесь действующая церковь и выставочный зал. Теремок из красного кирпича с главным фасадом, облицованным разноцветными переливающимися на солнце изразцами, и через четыре сотни лет очарователен.
Не в пример малочисленным теремам другие гражданские постройки каменные палаты сохранились в куда большем количестве. И самой известной из них является Грановитая палата в Кремле на Соборной площади.Построена она в 14871491 гг. итальянскими архитекторами Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари и была тронным залом во дворце Ивана III.
В Грановитой палате происходили торжественные мероприятия: здесь принимали иноземных послов, заседали земские соборы, закатывали царские пиры и проводили парадные дворцовые церемонии. В ней Иван Грозный праздновал присоединение Казани к России.
Название Грановитая связано с типом обработки белого камня руста, стесанного на четыре грани. Им облицован главный фасад. Центральный мощный столб в Большой палате (квадратной в плане) поддерживает четыре крестовых свода, опирающихся на толстые наружные стены. На многих средневековых картинах можно увидеть изображение пиров в Грановитой палате, где удивляет огромное число гостей. Белокаменное Красное крыльцо с парадной наружной лестницей, украшенной фигурами львов и высоким резным порталом, ведет в Святые сени.
Рядом с Кремлем на старинной улице Варварке (дом 4) сохранены и отреставрированы палаты Старого английского двора,построенные в ХVIХVII вв. Это наиболее старое жилое сооружение в Москве. Предполагают, что палаты строил Алевиз Новый известнейший зодчий из Италии. Посольская резиденция была пожалована англичанам Иваном Грозным после заключения англо-русского торгового договора в 1556 г. Нижний этаж вобрал в себя более раннюю постройку из белого камня, а второй Казенную палату парадный приемный зал и поварню. Каменные своды с белокаменной розеткой просторной Казенной палаты и изразцовая печь-камин словно уносят в далекую древность, когда здесь заседали посольские делегации.
Поражает толщина стен: в некоторых местах она достигает двух метров. Северный фасад, обращенный на Варварку, сохранил типичные черты архитектуры ХVI века ясность и лаконизм форм.
В южном парадном фасаде отчетливо проявились стилевые черты ХVII в. членение лопатками, профильный карниз, пояс ширинок (имитация вышивки в камне). В пристройке разместились крыльцо, сени и лестница. После того как в 1649 г. англичане покинули Россию, дом был передан Посольскому приказу, а позже, в начале ХVIII в., цифирной (арифметической) школе. Сейчас здесь музей.
Рядом расположена еще одна постройка ХVIХVII вв. палаты бояр Романовых (Варварка, 10). Владельцем дома в ХVI в. был боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, дед первого русского царя Михаила Романова. Городская усадьба боярина-воеводы была известна как палаты на Нижних Погребах. Необычным в этом здании стало то, что оно построено на перепаде рельефа, причем его нижняя часть (подклет) сложена из белого камня, надстроенный второй этаж кирпичный, а верх деревянный. Внутренний дворик перед высоким крыльцом справа огорожен частью древнего дома. В живописном сложном здании можно увидеть много разных архитектурных приемов: и балкон на консолях, и широкую тягe с поребриком, которая отделяет парадный второй этаж, и спаренные колонны по углам южного фасада, и характерные наличники окон с треугольными фронтонами. Нижний ярус живописно украшен квадратами бриллиантового руста. Внутри здания обращает на себя внимание небольшая светелка с шатровым верхом. Большое помещение в противоположном северо-восточном углу перекрыто мощным цилиндрическим сводом. Сейчас здесь филиал Государственного исторического музея.
Палаты Юсуповых (Б. Харитоньевский пер., 21), ХVIIХVIII вв., известны как палаты Волковых. Памятник реконструирован в конце ХIХ в., поэтому несет в себе черты эклектики. В основе сооружения лежит древняя хоромная композиция. Наружная парадная лестница красное крыльцо зрительно объединяет вокруг себя, казалось бы, разрозненные палаты, которые различны по высоте и объему и имеют непохожий декор фасада и расписных высоких кровель. Здесь также есть сводчатый зал и помещения под аркадой-лоджией. Отдельные части палат остались неприкосновенными: богатый наружный декор, высокие покрытия с флюгерами, окна, имитирующие слюдяные оконницы ХVII в. В интерьере сохранились фигурные печи, декоративная роспись, разрезные фронтоны оконных наличников (петушиные гребешки), поребрик. Постройка сменила много владельцев. В конце ХIХ в. в палатах жил директор императорских театров и Эрмитажа, меценат князь Н. Б. Юсупов (владелец подмосковного имения Архангельское). Известно, что здесь провел детские годы А. С. Пушкин (его родители снимали часть хором у Юсупова).
С литературой и книгопечатанием связана Правильная палата печатного двора (ул.Никольская, 15). Здесь была открыта первая публичная библиотека в Москве. И хотя двухэтажное каменное здание с парадным крыльцом, имеющим шатровые завершения, и высокой расписной в шашку двускатной кровлей с флюгерами эффектная стилизация конца прошлого века, сохранились здесь и фрагменты древнерусской архитектуры. Это резные белые столпы у ворот Печатного двора (арх. Левка, 1644). В Правильной палате печатного двора И. Федоров со своим помощником П. Мстиславцем напечатали первую русскую книгу Апостол. Известно также, что в средоточии мудрости печатали первые учебники и газету Ведомости.
На этом перечень палат не заканчивается. На Берсеневской набережной, 20, по соседству с громадой серого Дома на набережной словно красочная игрушка выглядывают палаты думного дьяка Аверкия Кириллова (арх. И. Зарудный, М. Чоголков, 16561657). Это редкий, почти полностью сохранившийся памятник жилой архитектуры ХVII в. Аверкий Кириллов заведовал царскими садами в Верхних Садовниках. Свои палаты построил в 1657 г. Во время стрелецкого бунта был убит. Комплекс состоит из жилой части и церкви Николы на Берсеневке. Вся композиция асимметрична, состоит из трех частей. Обращает на себя внимание помпезный ризолит с парадной лестницей со стороны Москвы-реки, но он появился лишь в ХVIII в. Выходящие к главной лестнице палаты вдоль сеней имеют традиционные для ХVII в. сводовые перекрытия потолка на распалубках. Красное крыльцо с кувшинообразными колоннами можно увидеть с восточной стороны. От крыльца шла галерея, традиционно соединявшая палаты с домовой церковью. На втором этаже линия из белокаменных наличников, сандриков и полукруглых фронтонов. Декор фасада пример традиционного древнерусского зодчества с элементами барокко. Это изящно прорисованные волюты, пучки пилястр и скульптурный рельеф цветов и фруктов. Главенствует во внешнем виде сочетание красного кирпича с белокаменными деталями и цветными изразцами.
Интересны боярские палаты на Пречистенке (дома 1/2 и 3) памятники зодчества допетровской эпохи. Они были обнаружены в домах, предназначавшихся к сносу в ХХ в. Стены оказались настолько толстыми и прочными, что сразу заинтересовали реставраторов и архитекторов. В двухэтажном доме 1 анфилада комнат парадного второго этажа включила в себя две гостевые палаты, объединенные сенями, и гостевую палату с сенями и красным крыльцом. Особенно красивы пышные разорванные фронтоны, украшавшие окна верхнего этажа. Привлекательны также сводчатые помещения, посаженные глубоко в землю. Маленькие окна с белокаменными наличниками раньше закрывали кованые железные решетки.
Другое здание (дом 3) имело компактный объем и арку для проезда во двор. Верхний этаж состоял из четырех помещений и столовой палаты, нижний из двух сводчатых помещений для хозяйственных нужд и жилой палаты с погребами под ней. Здание венчает эффектный карниз, подчеркнутый фигурной кладкой из кирпича. Окна парадного этажа украшены фронтонами тонкого рисунка. Сохранились внутристенные лестницы. После реставрации палаты приобрели нарядный вид. Сейчас начало улицы Пречистенки словно своеобразные ворота, пропускающие нас в мир древнерусского зодчества.
Богат на древности Китай-город, особенно район улицы Маросейки. Палаты разнообразны по внешнему виду, планировке и декору, имеют от одного до трех этажей, но для всех характерны сводчатые покрытия, могучие толстые стены. Одни из них иллюстрируют древнюю хоромную композицию, другие решены единым блоком, трехчастная композиция дома с сенями и красным крыльцом чередуется с упрощенной планировкой. По старинным образцам выполнены и высокие кровли. Украшения внешнего фасада изобилуют уже знакомыми элементами рельефной рамкой оконных наличников, карнизами-тягами, лопатками и поребриком.
Прежде всего упомянем нарядные двухэтажные палаты гостя (купца) М. Сверчкова в глубине двора дома 8 по Сверчкову переулку и отреставрированный комплекс древних палат ХVII в. в Архангельском переулке (д. 5, стр. 4). В Подкопаевском переулке, д. 5/2, монументальные палаты князей Шуйских, в Армянском переулке, д. 3, владения Милославских.
В Колпачном переулке, д. 10, сохранилась постройка ХVII в., известная как палаты Мазепы, которая в плане напоминает букву глаголь (еще один распространенный способ проектирования жилья). Нижний этаж раньше занимали хозяйственные помещения, на втором этаже были парадные комнаты с большими сенями. Главный фасад с более богатым декором обращен во двор.
В Хохловском переулке, д. 7, примечателен угловой дом с закругленным фасадом старинные палаты Е. Украинцева, дьяка и дипломата, возглавлявшего Посольский приказ во времена Петра I. Затем палаты были отданы М. Голицыну. В 1770 году сюда был перемещен Московский архив Государственной коллегии иностранных дел, в котором работали историки Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев.
К древнерусскому стилю архитекторы обращаются довольно часто. Особенно он был популярен в середине ХIХ в., когда в столице появилось множество зданий, стилизованных под древние терема и палаты. Некоторые черты псевдорусского стиля можно найти и в раннем модерне. В настоящее время зодчие по-прежнему ищут вдохновение в традиционных русских постройках, которые изначально определили облик Москвы.

Rambler's Top100