Человек на Луне (First Man)

29 декабря 2018

Всегда интересно смотреть фильмы, снятые режиссёрами на чистом профессионализме. То есть когда постановщики выступают исключительно наёмными сотрудниками, не превращая проект в некое личное высказывание, а просто делая свою работу.

Именно таков "Человек на Луне", поставленный Дэмиэном Шазеллом. Это первый фильм, снятый режиссёром не по собственному сценарию, да и вряд ли можно предположить, что человек, прославившийся зажигательными фильмами про музыку и творчество вдруг загорится идеей снять хмурую историческую драму про покорение космоса. Но тем не менее Шазелл за неё взялся, и результат получился… более чем хороший!

Да, "Человек на Луне" не заглядывается на какие-то лавры, не пытается поразить неимоверной глубиной идеи или изощренностью образного ряда. Напротив - в большинстве своём фильм полностью соответствует зрительским ожиданиям, не удивляя вообще ничем. Типичная драма под историческим соусом, только без грамма пафоса и претенциозности.

Но при всей своей… обычности, "Человек на Луне" – это всё равно очень хорошее и правильное кино, обладающее целым спектром достоинств и практически лишенное слабых мест.

Лунная походка

Сразу хочу успокоить тех людей, которых фильм теоретически мог отвадить "американщиной". First Man - это отнюдь не агитка, воспевающая мощь американской нации и её космической программы. Шазелл в этом плане просто молодец - прямо сейчас, перебирая фильм в памяти, я хоть убей не могу вспомнить, был ли там вообще хоть раз показан американский флаг. Наверняка был, но просто не помню. И это в фильме про то, как американцы ступили на Луну и установили там свой флаг!

Кино настолько аполитичное, что с непривычки это даже шокирует.

А всё потому, что Шазелл снимал фильм отнюдь не про покорение космоса, а исключительно про реального человека – Нила Армстронга. Кино четко сфокусировано на драме космонавта, а все остальные детали как будто бы в лёгком расфокусе. Всё, что не важно для личной истории, Шазелл безжалостно выбрасывает. И такое четкое понимание художественной задачи даёт свои плоды - фильм начинает работать.

Признаться, я думал, что будет очень скучно. Ну что такого интересного можно снять про полёт «Аполлона-11″?

Но в результате я за два с половиной часа просмотра ни разу не взглянул на часы. И пускай кино довольно медленное, в нём много тишины и темноты, а сам Нил Армстронг показан предельно молчаливым интровертом (идеальное попадание в типаж актёра Райана Гослинга), но фильм всё равно не заставляет зевать. В нём просто нет ничего лишнего или избыточного. Лишних слов, лишних соплей. При всей своей сентиментальности, "Человек на Луне" это далеко не та унылая слёзовыжималка, какую подсознательно ожидаешь увидеть. Это честная драма про настоящего, живого человека.

Актёры - великолепны. Звук, музыка, визуал - всё хорошо. Прекрасно получилось воссоздать исторические детали, нигде не накосячив. И даже когда в кадр попадает советская газета - о чудо! - там напечатана осмысленная статья на хорошем русском языке без ошибок.

Собственно, у меня претензий нет. "Человек на Луне" – предельно простое кино по всем известной истории, и нет в нем ничего такого, чтобы прям восторгаться. Оно вряд ли получит какие-то награды и уж точно не попадёт в разнообразные списки лучших фильмов года. Но в то же время это поразительно качественная и тёплая картина, благодаря которой Дэмиэн Шазелл окончательно закрепил за собой статус режиссёра, чьи фильмы пропускать просто нельзя.

Неожиданно классное кино. Даже не надеялся на такое.

Рецензент: Мейн Хаус

Rambler's Top100